Навигация по сайту
Главная
Солдат на YouTube
Вооруженные Силы
Справочники
Документы
Чтобы помнили
Розыск
Технология поиска
Поисковики о себе
Архивы России
Адм. деление
Форум
Файлы
Фотогалерея
Звукогалерея
Ссылки
Благодарности
Карта сайта
Узнать солдата
Армия Отечества
Баннеры


Новости > "Ленинским" курсом. Полвека назад Советский Союз приступил к серийному строительству атомных ледоколов.

"Ленинским" курсом. Полвека назад Советский Союз приступил к серийному строительству атомных ледоколов.

29 декабря 2021 г.


3 июля 1971 года на Балтийском заводе в Ленинграде состоялось историческое событие – закладка арктического линейного ледокола проекта 1052 (10520), который так и назвали – "Арктика". Принятый в эксплуатацию в 1974 году, этот атомный ледокол стал вторым в мире после вступившего в строй в 1959-м ледокола "Ленин", который был единственным в своем роде, построенным по проекту 92 на Адмиралтейском заводе.

Навигация круглый год

"Арктика" стала головным в целой серии однотипных судов. В 1977-м вступила в строй атомная "Сибирь" того же проекта, а в 1985–1989 годах – созданные по модернизированному проекту 10521 "Россия" и "Советский Союз". Завершили эту первую в мире серию атомных судов гражданского назначения ледоколы "Ямал" и "50 лет Победы" (тоже проекта 10521), вступившие в строй соответственно в 1992 и 2007 годах.

Долгострой с последним серийным ледоколом, заложенным еще в 1989-м, объясняется многолетним отсутствием средств, но в конечном итоге эту проблему удалось решить. Нужно сказать, что проблемы с подобным долгостроем в отечественном судостроении встречались и ранее. Например, заложенный в 1938 году боевой дизельный ледокол "Пурга" для морпогранохраны удалось сдать заказчику лишь в 1957-м. И ничего, прослужила "Пурга" более 30 лет.

Собственно, приступить к серийной постройке атомных ледоколов решили по опыту эксплуатации "Ленина". И это несмотря на то, что названное именем вождя мирового пролетариата уникальное судно претерпело в середине 60-х аварию ядерной энергетической установки, из-за чего её пришлось заменить на более надёжную. После "Ленин" успешно работал на арктических трассах ещё не один десяток лет.

Атомоходы типа "Арктика" были разработаны в центральном конструкторском бюро (ЦКБ) "Айсберг" под началом главного конструктора Андрея Перевозчикова, имевшего большой опыт кораблестроителя: он занимался созданием ряда дизельных субмарин, десантных кораблей, рыболовных судов и плавучих баз подводных лодок. Спроектировать новый атомный ледокол ему поручили не случайно – именно Андрей Егорович руководил заменой ядерной паропроизводящей установки (ЯППУ) "Ленина" и модернизацией первенца отечественного гражданского атомного флота.

Ввод в эксплуатацию атомоходов типа "Арктика" произвел, как отмечают историки судоходства в Северном Ледовитом океане, настоящую технологическую революцию в этом бассейне. Один "Ленин" и обычные ледоколы с этой задачей не справлялись. А вот "Арктика" и её, как говорят англичане, систершипы позволили перейти от эпизодических перевозок грузов по Северному морскому пути в период благоприятной ледовой обстановки к круглогодичной работе на высокоширотных трассах от Новой Земли и до Берингова пролива, открывающего выход в Тихий океан.

Впервые на полюсе

Сердцем атомных ледоколов типа "Арктика" является двухреакторная ядерная паропроизводящая установка ОК-900А, созданная в Горьком в опытном конструкторском бюро машиностроения (ныне нижегородском АО "ОКБМ Африкантов", названном в честь главного конструктора Игоря Африкантова).

Это усовершенствованный вариант ЯППУ ОК-900, установленной на "Ленине" после замены прежней с реакторами ОК-150. Как и "Ленин", "Арктика" – атомный турбоэлектроход. По мощности (75 тыс. л. с.) "Арктика" превзошла "Ленин" в 1,7 раза, а по энерговооружённости и удельной тяге – в полтора. Новая ЯППУ доказала на борту атомоходов типа "Арктика" высокую надёжность и безопасность. Конструкторы, стремясь к улучшению технико-эксплуатационных показателей, отказались от использования только постоянного тока в гребной электроустановке, как это было на "Ленине". На новых атомоходах её генераторную часть выполнили на переменном токе, а двигательную – на постоянном. Водоизмещение ледоколов проекта 1052 (10520) – 23460 тонн ("50 лет Победы" проекта 10521 – 25840 т), полный ход – 18 узлов (более 30 км/ч), автономность – 365 суток, экипаж – около 150 моряков.

Ледоколы типа "Арктика" оказались способными сокрушать однолетние арктические поля, включая мощные паковые льды, выдерживать их сжатие и с воистину хирургической точностью обкалывать лёд вокруг застрявших в нём судов, вызволяя из плена не только транспортные суда, но и другие ледоколы. Вообще эти могучие суда можно смело ставить в один ряд с самыми выдающимися творениями науки и техники.

Большим достижением "Арктики" стал автономный поход на Северный полюс, куда ледокол прибыл 17 августа 1977 года, выйдя из Мурманска. До этого Северный полюс посещали только советские и зарубежные атомные субмарины, и "Арктика" оказалась первым в истории мирового мореплавания надводным судном, выполнившим эту миссию. В 1978-м – новый рекорд, который поставила уже новенькая "Сибирь": атомоход провёл грузовое судно "Капитан Мышевский" из Мурманска к Берингову проливу за 18 суток, и это в свойственных этим широтам тяжёлых ледовых условиях мая-июня.

Будучи мирными судами, атомные ледоколы типа "Арктика" строились тем не менее с учётом мобилизационной возможности оснащения их артиллерийским вооружением в случае необходимости – по опыту Великой Отечественной войны. Сдаточные испытания они проходили при полном вооружении (76-мм артустановки АК-176, 30-мм зенитные автоматы АК-630), которое затем демонтировалось.

На борту атомоходов может базироваться вертолёт Ка-32 – гражданская версия военного Ка-27. Зарубежные военно-морские справочники неизменно включают российские атомные ледоколы, как и новые проекта 22220, в число военных кораблей, хотя они входят в ФГУП "Атомфлот" госкорпорации "Росатом", а не в ВМФ.

Атомоход "Арктика" в 1982 году был переименован в "Леонида Брежнева", но через четыре года ему вернули прежнее имя. Вообще Леониду Ильичу в это плане не повезло – единственный авианосец российского ВМФ "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" тоже одно время (в ходе постройки) назывался "Леонид Брежнев".

С исторической точки зрения можно утверждать, что именно создание ледоколов типа "Арктика" позволило реализовать задачу, поставленную руководством СССР ещё в 1939 году, – превратить Северный морской путь в постоянно действующую водную магистраль, обеспечивающую надёжную коммуникацию с Крайним Севером и Дальним Востоком. Решать её начали уже тогда, построив небольшую серию крупных паросиловых ледоколов типа "Иосиф Сталин", в то время самых мощных в мире, но этого оказалось недостаточно.

Решили задачу лишь с широким использованием в ледокольном флоте атомной энергетики, и такой и поныне флот есть только у России. А в 2020 году на смену выведенной из эксплуатации "Арктики" под тем же названием пришел новейший атомный ледокол проекта 22220. Он – головной в серии атомоходов этого типа. Следующим стал "Сибирь", в стадии постройки - "Урал", "Якутия", Чукотка", "Лидер".

Константин Чуприн

 

 

Приобретайте том 1 справочного издания "Армия Отечества" с автографом.

Заявку также можно сделать по почте russkaya-armia@yandex.ru

 

 

 

 

 






Поиск по сайту

Реклама
Наш сайт
Погибли в финском плену
Советское поле Славы в Голландии
Постановления ГКО СССР 1941-45 гг.
Приказы ВГК 1943-45 гг.
Приказы НКО СССР 1937-45 гг.
Адм.деление СССР 1939-45 гг.
Перечни соединений и частей РККА 1939-45 гг.
Схемы автодорог СССР в 1945 г.
Схемы жел.дорог СССР в 1943 г.
Моб.планирование в СССР
ТТХ вооружений
Внутренние войска СССР и СНГ
Дислокация РККА
Фото афганской войны
Школьные Интернет-музеи
Подлинные документы
Почтовые индексы РФ
Библиотека
 
© И.И.Ивлев
В случае использования информации, полученной с нашего сайта, активная ссылка на использованную страницу с сайта www.SOLDAT.ru обязательна.
Сайт открыт
9 мая 2000 г.