Навигация по сайту
Главная
Солдат на YouTube
Вооруженные Силы
Справочники
Документы
Чтобы помнили
Розыск
Технология поиска
Поисковики о себе
Архивы России
Адм. деление
Форум
Файлы
Фотогалерея
Звукогалерея
Ссылки
Благодарности
Карта сайта
Узнать солдата
Армия Отечества
Баннеры


Новости > СВО - от первого лица. Часть 4. Как я горел в броне.

СВО - от первого лица. Часть 4. Как я горел в броне.

23 декабря 2023 г.

Это был самый обычный день на фронте. Кажется, шестой, - не вылезая из опорного пункта, по щиколотку в вязкой грязи, с возможностью кое-как просушиться только в тесной землянке, отапливаемой газовой горелкой от здорового баллона с пропаном. Сон вполглаза, спина саднит от брони и невозможности спать прямо, все в меру устали и ненавидят эту войну.

  • На фронте вечно всё заканчивается: еда, вода, тот самый пропан, бензин для генераторов, сами генераторы ломаются, да мало ли что ещё, вечно всего не хватает и вечно нужно подвезти ещё.

СВО - от первого лица. Часть 4. Как я горел в броне., изображение №1В этот раз я оказался как раз в такой поездке. Ничего необычного: сесть на бронемашину в точке А, поехать на точку Б, загрузить машину всем необходимым, увезти всё это на точку В и самому там остаться. Таких поездок был уже не один десяток, все точки считаются сравнительно безопасными, поездка в тёмное время суток, так что риск обнаружения и поражения ещё меньше.
Транспортом нам в этот день служила модернизированная БМП-2 «Бережок»: сзади у нее две массивные бронедвери, каждая ведёт в десантное отделение — такие два тесных коридорчика со скамеечкой, разделённые по центру машины технической перегородкой, то есть из одного десантного отсека в другой доступа нет. Далее, если идти от кормы машины к носу, идет башня, поворотный механизм которой занимает почти всю ширину машины, оставляя едва ли сантиметров по 30 с каждого борта, и далее двигатель и место механика-водителя...
То ли устав от вездесущей грязи, то ли думая о возможном обстреле кассетами, я поехал внутри машины, а не на броне, как обычно. За мной закрылась придающая уверенности в завтрашнем дне бронированная дверь, я расположился в узком пространстве между дверью и грудой коробок с едой, укупорок с бутылками воды и прочей полезной нагрузкой, для которой и совершалась эта поездка. Я разместился в левом десантном отсеке. Правый остался полностью забит грузом.
Машина тронулась, шум мотора поглотил все другие звуки, освещения не было, и в приятной тьме я позволил себе погрузиться в мысли о многочисленных служебных задачах. Машина с трудом преодолевала многометровые лужи жидкой грязи, натуживалась на подъёмах, покачивалась на больших кочках... скоро мы должны были приехать, разгрузиться, спрятаться в укрытия, всё — не более чем за минуту, а машина — уйти обратно в тыловую зону. Вот только я не знал, будет сразу наша остановка, или по дороге ещё надо будет куда-то заехать...
Остановка, не успеваю открыть дверь, как открывается другая, правая, сквозь отверстия в перегородке не вижу, кто это, спрашиваю, перекрикивая двигатель: «Мы уже на точке?»...
Ответ тонет в грохоте взрыва. Пламя справа от меня, в районе башни, на какое-то мгновение оранжево-зелёный его язык тянется ко мне, я закрываю глаза рукой, другой пытаюсь сбить пламя с себя.
Открываю глаза: вроде бы не горю, дёргаю ручку злополучной двери: не поддаётся. Вторая, правая дверь приоткрыта, вот она, до неё 20 сантиметров, но через перегородку не протиснешься, почему, почему почему он не мою дверь стал открывать сначала?!
Нельзя думать об этом! Это не поможет! Всё уже случилось! Как красные лампы в голове вспыхивают мысли. Справа усиливается пожар. Смотреть туда не хочется, но необходимо. Поворачиваюсь. Пламя уже лижет баллон с пропаном, уже почти подобралось к канистре с бензином. Если будет взрыв, то мне конец! Вижу бутылки с водой в укупорке.
Разрываю пластиковую упаковку, открываю бутылку, сбиваю пламя, затаскиваю канистру и баллон подальше от пламени, почти себе на колени. Как же тесно в этой «коробке»!
Снова берусь за ручку двери, должна же она открыться! Неистово, со всей силы дёргаю вверх, вниз, уже не важно, хоть бы сдвинуть. Ни сантиметра! Заклинило? Что случилось? Как так может быть? Вот и всё? Это и есть конец? Нет времени об этом думать! Никто не поможет!
Вижу вентиль с надписью: «Запирание дверей» — может, это и есть тот механизм, который заклинило взрывом? Кручу в одну сторону до отказа, дёргаю дверь — нет движения, вентиль в другую сторону до отказа, снова за дверь — нет движения. И самое страшное, я начинаю задыхаться!

Нет, не взрыв газа или топлива меня убьёт, не подрыв боекомплекта и не пламя, — угарный газ сделает своё дело куда быстрее. Времени нет, совсем нет. И никого рядом, ни товарищей, ни старших и мудрых, ни любимых, вообще никого, только я и проклятая железная коробка, заполняющаяся гарью.

Что делать? Я заперт между заклинившей дверью и пожаром. Ждать смерти от удушья, опустить руки? Да, на несколько секунд мной овладело отчаяние, я принял, что это конец, что всё бесполезно. Нет, если я и умру здесь, то не сидя сложа руки!

Если есть один шанс из тысячи, я должен попробовать.

Вот только где он, этот шанс? Вот он — через огонь: там башня, под ней и горит сильнее всего, а слева от нее крохотный лаз, по которому может быть удастся добраться до места механика-водителя, над ним есть люк — спасение.

Так много неизвестного, гибельного: смогу ли я пролезть в зимней одежде? не вспыхнет ли она? не погиб ли водитель при ударе? ведь если его тело всё ещё на месте, я точно его не сдвину. Как же трудно дышать! Надо что-то делать!

Спасибо скучным урокам ОБЖ: достал воду, облил голову и руки, натянул влажный шарф на нос и рот, как мог сбил пламя на своём пути и — вперёд! Всем телом, сначала руки, потом голова, плечи, ринулся в лаз между башней и бортом машины. Раздирая одежду о какую-то аппаратуру, вырывая какие-то провода, ввинтился в лаз наполовину, полубоком обогнул спинку сиденья, ощупал руками место механика — пусто — и... застрял. Ноги и таз никак дальше не проходят, и самое страшное — люк закрыт. Зачем, если ему удалось выбраться, он закрыл люк? Вспомнил о вежливости? Не важно. Нет времени, и воздуха почти нет.

Здесь ничего не видно: сиденье блокирует свет от пожара, да ещё и всё в едком дыму. Обшариваю рукой люк, первый раз — ничего, второй — ничего! Где эта чёртова ручка? Третий раз — нашёл! Вот она, хоть бы не заклинившая, нет, отодвинулась, люк поддался, открыт!

Хоть бы дуновение ветерка, хоть бы глоток воздуха... нет. Упрямая физика: угарный газ заполняет весь внутренний объём машины и выталкивает воздух из люка, не пускает его внутрь. Сам по себе открытый люк не даст мне ни одной лишней секунды. Делаю рывок, едва ли на 15 сантиметров продвинулся к спасению, хватающий воздух рот в каких-то 5-7 сантиметрах ниже края люка, но этого недостаточно. Застрял ещё сильней, ни туда, ни обратно нет хода, не повернуться, даже не посмотреть - чем зацепился и за что, ногам не от чего оттолкнуться. Задыхаюсь всё сильней. Сколько осталось вдохов до обморока? 5? 10? 15?

Кричу совсем охрипший: «Спасите, кто-нибудь». Но никого нет. Двигатель ещё работает, меня не услышат из-за гула. Да и кому услышать? — спаслись ли остальные, я не знаю. А если и спаслись, мало кто сам контуженный полезет на горящую машину, которая, того и гляди, взорвётся.

И снова волна тяжёлого, ядовитого как окружающий меня дым, и такого же смертельного отчаяния нахлынула на меня. «Всё кончено», «ничего уже не сделаешь», «осталось только ждать смерти», «вот так, глупо в каких-то сантиметрах от спасения»...

Нет, никто не придёт, тут больше никого нет, только я и эта машина, которая вот-вот станет моей могилой. Сдамся — значит, сам виноват. Умру борясь — значит, сделал всё, что мог.

Упереться рукой в сиденье, второй рукой в темноте нащупать какой-то провод, оторвался! и ещё один! Ухватиться за какую-то ручку, подтянуться. Рывок, ещё рывок, найти опору для ног, оттолкнуться. Да! Вот голова над люком! Первый полный вздох за целую вечность. Плечи над люком! Руки на края люка. Вытолкнуть себя наружу, на броню, кубарем вниз, и дышать, дышать, дышать...

Подбегает товарищ: «Давай, в траншею, сейчас взорвётся!» и через несколько секунд, удивлённо: «А где твоя броня?»

И действительно? Как я оказался в этой машине без бронежилета? Будь я в нем, мне бы не выжить. Там не было ни времени, ни места его снять. Но я без него. И уже не важно, почему и зачем. Главное — я живой!

Я выиграл битву с огнём, с машиной, с отчаянием, с паникой. Битву с самим собой и с самой смертью. Этот раунд за мной, а она пускай ещё подождёт!

Никита Третьяков

https://t.me/tretyakov_n/1162






Поиск по сайту

Реклама
Наш сайт
Погибли в финском плену
Советское поле Славы в Голландии
Постановления ГКО СССР 1941-45 гг.
Приказы ВГК 1943-45 гг.
Приказы НКО СССР 1937-45 гг.
Адм.деление СССР 1939-45 гг.
Перечни соединений и частей РККА 1939-45 гг.
Схемы автодорог СССР в 1945 г.
Схемы жел.дорог СССР в 1943 г.
Моб.планирование в СССР
ТТХ вооружений
Внутренние войска СССР и СНГ
Дислокация РККА
Фото афганской войны
Школьные Интернет-музеи
Подлинные документы
Почтовые индексы РФ
Библиотека
 
© И.И.Ивлев
В случае использования информации, полученной с нашего сайта, активная ссылка на использованную страницу с сайта www.SOLDAT.ru обязательна.
Сайт открыт
9 мая 2000 г.